Translate

Как ноев ковчег всплыл на гербе Армении?

Такие государственные символы страны, как герб, флаг и гимн, не только символизируют независимость, но и отражают ее историю и право на существование в мире. Особенно – герб и его элементы символизируют историю государства, его происхождение, идеологию, и поэтому не должны быть связаны с ложью и фальсификацией. Как пример подобной фальсификации мы можем привести армянский герб.

Как говорится в народе, бедный назовет собаку «Гюмюш», то есть серебро. Армянские государственные символы хорошо иллюстрируют эту пословицу. Живущая в нищете и невзгодах страна, не добившаяся ничего, кроме того, чтобы быть фортпостом крупных стран, обладает таким гербом, который больше подошел бы стране необыкновенной.

На гербе Армении мы видим щит, в середине которого находится якобы являющийся символом Армении и армянского народа горный хребет Агрыдаг, на его вершине – Ноев ковчег. Согласно Библейской легенде, после Всемирного потопа ковчег причалил к горе Арарат. Есть множество версий о местонахождении этой горы, нет доказательств, что нынешний Арарат – и есть та гора. По некоторым версиям, Ноев ковчег причалил к берегу в Нахчыване, возможно, топоним Нахчыван произошел от слов «Нух чихан», то есть «там, где вышел Нух( Ной)». В Нахчыване находится «Гямигая» (Судовая гора) и другие места, название которых можно связать с Ноевым ковчегом. 

Но даже если Агрыдаг и является той самой горой, при чем тут армяне?! На протяжении всей истории эта гора находилась на территории Турции. Однако, армяне не постеснялись запечатлеть ее как на гербе Армянской ССР, принятом в феврале 1922 года, так и на гербе, принятом при получении независимости. 

Существует дипломатический апокриф, согласно которому Турция выразила недовольство тем, что относящаяся Турции гора была запечатлена на гербе Армянской ССР. В те времена народным комиссаром иностранных дел в СССР был Чичерин, который заявил: «Почему тогда на флаге Турции изображен месяц? Ведь он не принадлежит Турции!» Несмотря на саркастичность слов Чичерина, в этом утверждении есть доля правды. Не принадлежащий Турции месяц так же далек и недосягаем для нее, как и хребет Агрыдаг для Армении. 

Можно сказать с уверенностью, что нет никаких правовых, исторических, географических и этимологических оснований для того, чтобы Агрыдаг присутствовал на гербе Армении. В правовом смысле – так как он отражает незаконные и необоснованные притязания Армении на турецкие земли. 

Если проследить этимологию слова Арарат (так армяне называют Агрыдаг), становится известно, что так ее назвали европейские путешественники в XIX веке. Английский государственный деятель, юрист и историк Джеймс Брайс пишет в своей книге «Транскавказ и Арарат» от 1876 года: «Местному населению («туркам, татарам (азербайджанцам), фарсам и армянам) это название, то есть «Арарат» не знакомо. По мнению Дж.Брайса, это название начало широко распространяться среди местного населения вместе с распространением русского языка. 

По мнению ирановедов, гору могли назвать «Арарат» в связи с библейской легендой, так как европейцы-христиане верили, что Ноев ковчег причалил к этой горе, так как она была самой высокой в регионе. Однако неизвестно, является ли эта гора нынешним Араратом или Агрыдаг. 

В современных толкованиях Библии указывается, что нет доказательств того, что Ноев ковчег причалил к нынешнему Арарату. Если говорить об армянских выдумках на эту тему, что только в некоторых переведенных на армянский язык изданиях Библии высказывается мысль о том, что Ноев ковчег причалил к Масису, то есть Арарату. Ни в оригинале, ни в комментариях к библии не то, что нет доказательств, но малейших намеков на это. 

Английский писатель, военный, политик, шпион и исследователь Уолтер Рейл в своей книге «Мировая история» от 1616 года пишет, что под древним Арартом надо понимать не современный Агрыдаг, но все высокие горные цепи восточнее Азии, таким образом Ноев ковчег причалил где-то на Востоке. 

Другой европеец Роберт Томсон связывает название горы с провинцией Айрарат, являвшейся одним из регионов «Великой Армении», который они считают историческим ядром армянских земель. 

Однако не только эти земли, но и само слово «Арарат» не имеет никакого отношения к армянам. Арарат – название древнего государства Урарту, находившегося на севере Ассирии, и его народа на ассирийском языке. 

Более того, даже легендарное название Агрыдаг на армянском – Масис, так же не принадлежит армянам. По мнению известного российско-советского историка, члена Российской Академии Наук, изучавшего историю средних веков на Кавказе, в Иране и России А. Новосельцева, слово «Масис» имеет иранское происхождение и означает «большой, исполинский».

Библейская легенда о Всемирном потопе имеет древнемесопотамские корни. В то же время сказки и легенды о Всемирном потопе встречаются у многих народов мира. Исторический регион Кордуэна, в котором по предположениям некоторых историков были найдены остатки ковчега, находился в Верхней Месопотамии, ныне это территория на границе Турции и Сирии, где шли жаркие бои между ИГИЛ и ПКК. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий